«Празднества, справляемые жителями Багдада, были почти всецело христианские… При дворе [Аббасидских халифов] в Багдаде в день Вербного воскресения рабыни появлялись в роскошных одеждах с пальмовыми и оливковыми ветвями…
Христианский канун Великого поста… был торжественным днем также и для мусульман Багдада. Показательно, что праздновался он близ «Монастыря сестёр» (Дайр ал-Хавват) в славящейся своим вином деревне ‘Укбара. Своего апогея веселье достигало в «Ночь ощупывания» (лайлат ал-машуш), «когда [по словам Шабушти] женщины смешиваются с толпой мужчин и никто и ни от чего не удерживает свою руку. [Эта ночь] полна вина, танца и шуток»…
27 рамадана на солончаковую равнину Тиджарбента, куда не могут спуститься духи, приходят собирать соль все девственницы Гата и Эль-Бараката… Каждую группу девушек возглавляет старуха таменокальт, которая несет красное знамя войны. Рядом с ней идет вторая старуха, аидин, в маске из белой глины; она несет на голове блюдо и лает по-собачьи… Девушки скандируют песню, ударяя в землю босыми ногами… Они бьют друг друга коленями, задевают палками… Эти жесты сопровождаются восклицаниями и попытками таменокальт отобрать у другой красное знамя… Преимущество победившей группы выражается в том, что ее таменокальт проверяет девственность всех молодых участниц битвы, но каков бы ни был результат ее проверки, всегда объявляется, что в деревне побежденного лагеря девственниц мало. Естественно, что кади Гата запретил этот праздник, оставив его только для рабынь и «иковартен» (членов ремесленных каст) …
… И сегодня мальдивцы верят в невидимых духов-дэви, плотно населяющих сушу, море и воздух. Дэви смерти приходит в образе карлика… или обезьяны. Главой дэви является живущий в джунглях Буддэви (Будда-дэви?), а деревенского жреца этого культа называют фандита (пандита)…
Ибн Баттута записал на Мальдивах легенду о духе моря, джинне-ифрите, который в доисламское время появлялся в виде освещенного огнями корабля и требовал себе в жертву девицу. Миссионер ислама прекратил жертвоприношения этому джинну; тот продолжал ежегодно появляться близ островов, но теперь его смиряли чтением Корана в буддхане (кумирне). Ибн Баттута… сам видел этого духа моря и описал его культ, в его время уже исламизированный» (Очерки истории распространения исламской цивилизации. Т. 1. М.: РОССПЭН, 2002. С. 214-234).