Дешёвая еда, дешёвая «народная» одежда, дешёвое жильё крестьянского типа. Шокирующе дешёвый труд батраков, чернорабочих, прачек, низшей прислуги, вообще любых неквалифицированных (только что из деревни) работников. Гигантский, в разы, скачок зарплат при появлении хоть малейшей квалификации. Скачок на порядки – благодаря высшему образованию. Но и соответствующий скачок цен на всё «господское», «городское» – на одежду европейского покроя, комфортное жильё, образование, «культурные» развлечения, книги. (Цена умеренно толстого романа – на наши деньги 2000-3000 руб., если приравнивать курсы по цене хлеба. Научные, справочные и т.п. издания дороже в разы).
То есть либо ты мужик или баба - мало зарабатываешь и мало тратишь, либо Вы господин или дама со значительно более высокими доходами – но и расходовать обязаны соответственно. Не в избе же Вам жить, не в лапти же обуваться, не в церковноприходскую же школу детей отдавать? И почти никого посредине.
Причины понятны. Горожан мало, промышленное производство невелико, поэтому невелик и спрос на всё «городское», невелико и предложение. Зато крестьян столько, что их труд стоит гроши. Однако промышленность растёт, промтовары становятся дешевле и разнообразнее. Растёт и городское население, и разрыв между мужиками и господами заполняется. Нарождается средний класс, а с ним и потребительский рынок «товаров почти как для господ, но дешевле». Нет денег пошить визитку английского сукна? Ничего, носить армяк уже необязательно, сходи в магазин готового платья, подбери себе спинжачок. Билет в оперу кусается? Ничего, своди барышню в синематограф на фильму «Демоны страсти», оно даже и много завлекательнее.
Русская интеллигенция, т. е. прослойка «господ», пробившихся в «господа» за счёт образования, этот нарождающийся средний класс ненавидела люто, высмеивала беспощадно. О эти мещане с канарейками, эти пошляки в спинжачках, эти приказчики с галантерейными манерами, эти философствующие телеграфисты, эти грамотные кухарки – читательницы душещипательных романов! «Новая демократия», как назвал их уже после революции один эмигрантский публицист, заклеймив вдобавок как главную опору большевизма. (Хотя советская власть ненавидела этот слой не меньше. И раздавила «мещан» так же как «крестьян», «господ» и «интеллигентов», всех спрессовав в однородную массу государственных рабов, но это уже другая история).
Когда я размышляю на вечную тему «что было бы, если бы не революция» – я не могу отделаться от мысли, что именно этот слой стал бы главным в ХХ веке, доминирующим в культуре. Сложилась бы огромная массовая литература, ориентированная на развлечение «мещан» – приключенческая, фантастическая, детективная. Каковы были бы её лучшие образцы, можно судить по Булгакову и Алексею Толстому, о среднем уровне – например, по Беляеву. Развился бы русский Голливуд, русские комиксы, русская поп-музыка. В этих индустриях работали бы очень талантливые люди. Думаю, что мы могли бы всерьёз конкурировать с США, и не только на внутреннем рынке, но и на европейском. Понятно, что эта наша масс-культура была бы сильно американизирована, но и американская была бы русифицирована (чего уж там – в обеих работали бы одни и те же евреи). В реальной истории советская власть затратила массу сил, пытаясь просветительски привить рабочим и колхозникам урезанную версию дворянской культуры XIX века. И всё пропало зря, мы всё равно пришли к потребительской масс-культуре, но с таким гигантским опозданием, что почти весь рынок успели захватить американцы. Печаль.