2. В отличие от предыдущего конфликта (Холодной войны), раздел пролегает не столько между странами, сколько внутри стран.
3. Ярче всего раскол виден на электоральных картах, где столицы, приморские регионы, богатые, студенческие и мигрантские кварталы голосуют за либералов или социал-демократов, а деревня, малые и староиндустриальные города, рабочие кварталы - за националистов, консерваторов и всевозможных так называемых популистов.
4. Идеология Мегаполиса, обычно называемая "либерализмом" или "глобализмом", двухвариантна. В варианте для богатых стран это сочетание политической левизны (с акцентом на права меньшинств) и экономической левизны (с акцентом на поддержку бедных) - платформа американских демократов и европейских социал-демократов. В варианте для бедных стран это, напротив, сочетание политической и экономической правизны, т. е. идеология авторитарной рыночной модернизации - платформа ближневосточных светских диктатур и, как ни парадоксально, китайских и вьетнамских коммунистов.
5. Идеология Провинции также двухвариантна и зеркально отражает идеологию Мегаполиса. В варианте для богатых это сочетание политической левизны (с акцентом на индивидуальную свободу и права общин) и экономической правизны, платформа американских республиканцев и европейских националистов. В варианте для бедных это сочетание политической правизны и экономической левизны, авторитарный популизм с дирижистским уклоном, наиболее ярко воплощённый в Венесуэле, но вообще представленный множеством социалистических, лево-националистических, этатистских и фундаменталистских течений.

(Да, я обожаю простые бинарные схемы).
6. Исход борьбы не предрешён. С одной стороны, Мегаполис явно сплочённее (в то время как Провинции разных стран - каждая сама за себя), в его руках финансы, медиа, наука, индустрия развлечений. С другой стороны, Мегаполис демографически бесплоден. Он вынужден постоянно закачивать в себя население Провинции, а оно далеко не сразу проникается мегаполисными ценностями. Скорее наоборот, именно "новые горожане" оказываются самой активной движущей силой политических течений Провинции.
7. Несложно представить себе два "крайних" сценария будущего - полную победу Мегаполиса и полную победу Провинции. Оба они неоднократно описывались фантастами и футурологами, и оба выглядят довольно мрачно. Но понятно, что в чистом виде не реализуется ни один.
8. Противостояние Мегаполиса и Провинции началась ещё на фоне Холодной войны, но тогда оно разворачивалось в третьем мире. Тогда же и там же оно приняло наиболее радикальные и уродливые формы (со стороны Мегаполиса - латиноамериканские правые "банановые" диктатуры, со стороны Провинции - исламизм и восточноазиатский коммунизм). Но в те годы оно было частью главного конфликта "Запад-Восток" и выглядело второстепенным на его фоне.
9. Точно так же и в наши дни, скорее всего, где-то в малозаметных промежутках между Мегаполисом и Провинцией развивается некий иной конфликт, который и выйдет на первый план после того, как текущая борьба окончится чьей бы то ни было победой.
Оригинал поста: https://robert-ibatullin.dreamwidth.org/212146.html. Комментируйте через OpenID.