Роберт Ибатуллин (fortunatus) wrote,
Роберт Ибатуллин
fortunatus

Categories:

минутка рекламы (отчасти саморекламы)

Закончил сегодня начерно перевод интеллектуального бестселлера Оливье Руа "Глобализированный ислам: в поисках новой уммы". Книга должна выйти в следующем году, первая глава в журнале Islamology в ближайшее время (онлайн-версия уже есть).

Оригинал вышел в 2004 г., с тех пор прошла целая эпоха, и интересно сравнить ожидания автора с реальностью. Тональность книги в целом успокаивающая (типа, не так страшен ислам, как его малюют), поэтому, возможно, Руа был местами слишком оптимистичен, но кое-что предсказал удачно. Например, что будущие протесты в арабском мире пройдут под прозападно-демократическими, а не исламистскими лозунгами. Или последствия этих самых протестов:

Мы можем ожидать, что превратив мусульманские страны в демократические посредством комбинации из военных операций, дестабилизации «государств-изгоев» и расчёта на эффект домино, мы пресечём поддержку терроризма и установим мир на Ближнем Востоке. Но мы можем добиться и противоположного: альянса или даже слияния националистических и фундаменталистских радикальных движений (слияние национализма и исламизма уже произошло), а похоже, что этот тренд доминирует.

By turning Muslim countries into democratic ones, through a mixture of military action, destabilising ‘rogue states’ and the hoped-for domino effect, we might expect to undermine support for terrorism and build peace in the Middle East. But we may also attain the reverse: an alliance or even a merger between nationalist and fundamentalist radical movements (the merger of nationalism and Islamism has already happened), which is apparently the dominant trend (Roy, Globalized Islam, p. 338).


Сейчас-то это звучит как общее место, но за шесть лет до "арабской весны"? Когда было ещё совершенно непонятно, чем и в Ираке всё кончится? Впрочем, никаких прогнозов Руа благоразумно не делает, лишь обозначает тренды. Его главные мысли: современный исламский фундаментализм и радикализм - не реакция архаики на модерн, а специфическое проявление того самого модерна, часть процесса глобализации и вестернизации мусульманского мира (например, современные салафиты по характеру своей религиозности ближе к американским протестантам-евангеликам, чем к традиционному исламу); линия разлома проходит не между исламом и христианством, а между консерваторами от обеих религий (которые часто политически блокируются друг с другом) и модернистами-секуляристами. Может быть, это спорно, но автор безусловно осведомлён и проницателен, и для меня было редким удовольствием следить за поворотами его мысли.

Оригинал поста: http://robert-ibatullin.dreamwidth.org/210099.html. Комментируйте через OpenID.
Subscribe

  • Энтони Бёрджесс, "1985". Часть 2

    Вторая часть книги - та, где Бёрджесс беллетристически изображает свой собственный дистопический 1985 год - мне показалась менее интересной. В…

  • Энтони Бёрджесс, "1985"

    Странно, что я, большой поклонник "1984", только сейчас добрался до "1985". А книга Бёрджесса весьма стоящая. Эта работа, изданная в 1978 году - не…

  • "Мир Полудня" как попытка к бегству

    Место для ключа - там, где дырка. Место для ключа к непонятному сюжету - сюжетная дыра: нечто непрояснённое, не находящее обоснований внутри мира…

Comments for this post were disabled by the author