Вариантов использования этого приема бесконечное множество. Простейший – поместить персонажа-идеалиста в сеттинг, где правят цинизм и жестокость, и показать, как жизнь превращает его идеалы и принципы в кровавое месиво. Джордж Мартин – однозначно любитель именно этого приема, учитывая, что в его книгах такое происходило с каждым персонажем, хоть как-то похожим на человека, причем порой неоднократно.
А может быть и наоборот. Персонаж считает себя суровым, но справедливым героем, который добивается благих целей жестокостью и обманом, потому что такова жизнь и иначе невозможно – а в финале понимает, что на самом деле живет в мире вроде Средиземья, где добро всегда торжествует над злом. И самое ужасное – что злом все это время был именно он.
http://anairos.livejournal.com/50487.html
Хочу почитать что-нибудь второго типа.