1.2. Введём понятие глубины игры (D). Будем называть так число ходов, которые требуются политическому игроку для достижения его цели*.
Глубина выражается целым неотрицательным числом. Так, при случайном везении D = 0, в случае прямого действия (одноходовки) D = 1, но это тривиальные варианты, которые не требуют конспирации и потому в дальнейшем не будут рассматриваться.
При D = 2 имеет место двухходовка, когда игрок А провоцирует игрока В на ход, выгодный А. Двухходовка распространена чрезвычайно широко, в т. ч. в повседневном общении людей, где зачастую проводится на бессознательном уровне (см. «Игры» Эрика Берна). В политике это простейший тип интриг, включающий в себя массу видов, как-то: Provocatio vulgaris (игрок А провоцирует В напасть на него, перекладывая тем самым ответственность за конфликт), Tertius gaudens (А стравливает между собой В и С) и др.
Наконец, при D = 3 имеет место трёхходовка: игрок А провоцирует В на двухходовку против С, в конечном счёте выгодную А (причём возможен частный случай А = С). Это более изощрённый и редкий, но тоже хорошо известный на практике тип интриг.
1.3. Не так уж трудно построить модели игр глубины 4, 5, 6 и т. д. Встаёт, однако, вопрос, какое значение D является предельно допустимым (Dmax). В самом деле, каждый ход в игре имеет неопределённую (меньшую единицы) вероятность успеха, а при увеличении числа ходов вероятности перемножаются. Слишком длинные комбинации в силу этого нереальны, и строить конспирологические модели c D › Dmax бессмысленно.
Численное значение Dmax неизвестно. По моей субъективной оценке, оно равно 4.
-------------
* Термин «ход» означает непрерывную серию действий данного игрока (человека или организации). Ход заканчивается, когда инициатива переходит к другому игроку.